Чулымский район расположен в центре Новосибирской области. 40% его площади занимаю леса. По территории района пролегает сеть малых рек, наиболее крупная из них река Чулым. Имеется множество озёр, самое большое озеро Иткуль.
Административный центр – город Чулым – обязан своим появлением Московско-Сибирскому тракту. Датой основания села считается 1762 год. Эти места заселялись ссыльными староверами, проживавшими ранее в Польше. Сюда же ссылались и крепостные. Позже на 100 лет было основано село Романовское. И уже к концу XIX века сюда пришла железная дорога. Рядом с Романовским возник железнодорожный разъезд Чулымский, а вскоре он соединился с деревней и стал называться поселок Чулымский. Прежнее село Чулым стало называться Старым Чулымом.
В 1926 году оселок получил статус рабочего, а в 1947 году стал городом. Район образован в 1925 году в составе Новосибирского округа Сибирского края, с 1930 года в составе Западно-Сибирского края. В 1937 году район был включён в состав вновь образованной Новосибирской области.
Мое село называется Кабинетное. Исторически земли, на которых оно находится, принадлежали царскому Кабинету – хозяйственной канцелярии по управлению дворцовым имуществом, отсюда и происходит его название. На сегодняшний день к Кабинетному сельскому совету относятся поселки: Кузнецкий, Илюшино, Тихомировский и Большедорожное. Особых достопримечательностей у нас нет, но мои земляки бережно хранят память о событиях нашей страны: собирают краеведческий материал, устанавливают памятники. Одна из таких – памятник жертвам Гражданской войны около поселка Большедорожное
Татьяна подробно изучила историю своего края:
В нашей местности земли не являются плодородными, территория болотистая, поэтому изначально переселенцев было мало, но в 1896 году через Барабу начинается строительство Транссибирской магистрали; здесь же проходит Московский тракт, по которому гнали ссыльных и ехали свободные переселенцы. В этом же году появляется поселок Большедорожное, в котором проживало на тот момент всего двадцать три человека. В 1917 году революция всколыхнула и это захолустье. Затем Гражданская война. Так сложилось, что в декабре 1919 года части армии адмирала Колчака отступали, «красные» под командованием Генриха Эйхе их преследовали. Для того чтобы обеспечить отход эшелонов по железной дороге, колчаковцам нужно было задержать наступление. Завязался бой. Это произошло между станциями Большедорожное и Кабинетное. До сих пор все поле здесь буквально усеяно артефактами времен Гражданской войны: гильзами, фрагментами штыков, осколками снарядов.
Инициаторами установления памятника на этом месте выступили участники чулымского военно-патриотического клуба «Тайфун». Также ими была найдена братская могила, где вместе похоронены и «белые» и «красные» бойцы. Представляете, безвестная могила, о которой за сто лет уже практически забыли?.. Вот на этом месте и стоит сейчас памятник, который по замыслу авторов символизирует примирение «красных» и «белых». Два поднятых к небу и скрещённых между собой штыка – как символ примирения между враждующими сторонами, под ними — поклонный крест и мраморная плита с надписью. Он виден со стороны железной дороги, попадает в поле зрения проезжающих людей. Мой старший брат, еще обучаясь в школе, вместе с другими ребятами, участвовал в установке. А затем и открытии этого памятника. Он с гордостью тогда рассказывал, что с удовольствием взялся за дело, потому что понимал, что является участником события по восстановлению исторической справедливости.
Ребята рассказали нам о семейных династиях Чулымского района:
Все знают педагогическую династию Карачевски – Балышковы –Игашевы! Общий трудовой стаж всей этой династии Карачевских – Балышковых – Игашевых насчитывает 200 лет! Основателем династии была Клавдия Федоровна, работала учителем начальных классов. У нее было довольно много наград, которые можно перечислять бесконечно. Но одни из самых главных – это: «Медаль за вклад в развитие Новосибирской области», «Отличник народного просвещения». Клавдия Федоровна является почетным жителем Чулыма, как и ее дочь. Зять Клавдии Федоровны, Анатолий Илларионович, тоже был преподавателем математики и физики. Позже он переквалифицировался и преподавал трудовую дисциплину. Династию педагогов продолжили дочери и племянницы.
Владислав из г. Чулым рассказал, как его предки попали в район:
Больше ста лет назад моя прапрабабушка Серафима переехала со своими родителями на территорию Новосибирской области. Они были переселенцами. Откуда именно они приехали, уже почти никто не помнит, но прапрабабушка почему то говорила: «Мы приехали из Рассии (в старину так называли Россию)». Всего у бабы Фимы было 9 детей, но многие, к сожалению, рано умерли и не дожили до нашего времени. Но еще одна ее дочка Лида до сих пор жива. Ей уже больше 80 лет! Сначала прапрабабушка со всеми своими детьми жила в селе Довольное. К сожалению, её муж Роман погиб во время Великой Отечественной войны, даже не успев доехать до фронта. Их эшелон разбомбили, и он пропал без вести. Почему – то мои предки долго не прожили в селе Довольном и переехали в Чулымский район, в село Пеньки.
Предки еще одного жителя Чулыма, Александра, строили железную дорогу:
Строителями были мои предки, предки моей бабушки Галины Ивановны Тетенок. Они сначала строили железную дорогу, потом трудились на ней. Ее прадед Вавилов Иван Игнатьевич – железнодорожник. Есть запись о том, что он был привратником Томского товарного двора. Товарный двор – так назывался до революции грузовой двор при железной дороге, которую тогда только построили. А привратник – тот, кто стоял на воротах, охранял и следил за порядком. На старой фотографии этот человек выглядит сурово, строго. Каким он был в жизни, мы не знаем.
Его единственный сын Анатолий Иванович Вавилов тоже был железнодорожником, помощником машиниста паровоза. Его фотографии и документы тоже сохранились. К сожалению, он погиб в годы войны под Сталинградом. Семья моей бабушки сохранила его письма, фотографии и документы. На фотографии он в железнодорожной форме. Моя бабушка Галина тоже много лет работала на железной дороге. Раньше в Чулыме было много железнодорожных организаций, много специальностей. Люди гордились, что работают на железной дороге.
Я понимаю, что проложить рельсы, пустить паровозы сквозь болота и леса было очень трудно. Многое делали руками, без техники и инструментов. Не уверен, что мы сегодня смогли бы повторить такой труд. Хорошо, что это и не нужно делать. Сибирь давно не дикое место. Она постоянно строится, становится лучше. На стройках много техники, а люди работают грамотные, поэтому нет разницы между Сибирью и другими регионами. Каждый регион Сибири развивается, становится лучше. Но здесь все равно работать труднее из-за климата, долгих снежных зим. Мы гордимся тем, что мы – сибиряки.
Описание природы района очень вдохновляет на прогулку:
У поселка Илюшино Чулымского района есть широкие степи, покрытые разнотравьем и березовые околки, в которых осенью много грибов, а также огромные болота, кишащие всякой водяной живностью. Здесь живут бобры, ондатры, редкие водоплавающие птицы. В лесах водятся косули, лисы и зайцы, глухари и тетерева, лоси, бурундуки и даже медведи. Но есть и совсем уникальные места – рямы. В ряму растут такие виды растений, которые не встретишь больше нигде. Животный мир тоже своеобразный. Здесь даже другой химический состав воды, другая кислотность почвы, другой воздух. Рям – это хвойный лес, растущий на болоте, которое застлано мхом. На кочках растут кустики брусники и клюквы. Сосны здесь не такие, как в обычно лесу, а маленькие и сгорбленные, как древние старушки, а между ними растет болотный багульник, от которого такой аромат, что кружится голова, и ты перестаешь понимать откуда зашел и где можно выйти из этого сказочного места. Здесь всегда очень влажно, поэтому много грибов, они очень большие и в них почти нет червей. Если увлечься сбором ягод или грибов, то можно ненароком угодить в «колодец» — это участок болота, покрытый мхом и не имеющий под собой опоры. Провалившись туда, очень трудно выбраться в одиночку, потому что вода в «колодцах» очень холодная, так как со дна их бьют родники. В «колодце» можно обнаружить достаточно крупного щитня. Щитень – это такое ракообразное, покрытое мягкой хитиновой пластиной. Сзади у него длинный тонкий гибкий хвост, а под панцирем, со стороны брюшка, он имеет множество маленьких ножек. Щитень-хищник, он питается другими мелкими ракообразными. Говорят, что если пройти дальше, то можно прийти на берег озера, вокруг которого красуются высокие сосны, а у их подножия растет очень вкусная черника.